Архив материалов

Начиная с:
Заканчивая:

Вопросы-ответы

Уважаемые пользователи сайта, вы можете задать вопросы специалистам и авторам сайта, а также посмотреть ответы на предыдущие вопросы. Задать вопрос

Рассылка

Аналитика // Кыргызская Республика

08:17 / 01 Марта 2012

Национализм и ислам в Кыргызстане («Инфоцентр «Антитеррор»)

Артур Шопенгауэр:

«Убогий человек, не имеющий ничего, чем бы он мог гордиться, хватается за единственное возможное и гордится нацией, к которой принадлежит»

Ислам искусственно загоняют в национальные движения

Человек устроен так, что иной раз, попав в очень тяжелую ситуацию порой находит простой выход - проецирует свои беды на других, то есть ищет виновного в своих трудностях. Это естественный механизм психологической защиты, отдать пас в сторону, а данном случае переложить всю вину на другого. Национализм, если проследить его проявление, чаще всего возникает тогда, когда страна сталкивается с очень тяжелыми социально-экономическими кризисами, также это может проявляться тогда, когда происходит обесценивание или девальвация ранее принятых ценностей. Это одна сторона медали. В нашем случае, происходит примерно такое. Двадцать лет страна живет в перманентно-кризисном состоянии, все идеалы советские рухнули одномоментно, с ними в прошлое ушел и интернационализм. Сейчас можно говорить о том, что советский интернационализм был с некоторыми перекосами, но в любом случае эти идеалы были приняты народами. Свою роль сыграли и экономические трудности. По словам,  независимого эксперта  Айбека Султангазиева, нельзя исключать и факт внешнего привнесения национализма в наше общество. Была жестокая "холодная война" и тогда были хороши все средства, в том числе и разжигание определенных настроений с целью морального разложения и раздробления общества. Так называемые точечные удары по культурному ядру. Но в любом случае, если национализм проявился, значит были перекосы в национальной политике СССР в силу объективных причин, в силу определенного мышления партийной элиты. В итоге сегодня мы имеем то, что имеем, и нынешний всплеск национализма имеет глубокие корни.

Если следовать жестко исламской доктрине, мировоззрению, то национализм неприемлем, отмечает Айбек Султангазиев. В исламе есть только одно понятие Умма, которая является более глобальным понятием и не признает деления на нации или народы, признается только вера, признание и соблюдение предписаний Корана. Но в современном исламском мире наблюдается определенная тенденция,  когда ислам некоторым образом пытаются загнать в рамки национальных движений. Тому яркий пример движение "Талибан". Если посмотреть на его суть - это чисто пуштунское национальное радикально-политическое объединение. К таким можно отнести "Хамас", "Хезболлах" и другие организации. В данном случае, по мнению эксперта, ислам используется для придания некоей сакральности этих движений и успешной консолидации вокруг себя большего количества сторонников. «Я думаю, что этот процесс будет иметь место и в странах Центральной Азии. ИДУ тому яркий пример. К сожалению, все либерально - демократические ценности, прикрываясь которым правящие режимы просто грабили страны, теряют свою привлекательность», считает независимый эксперт.  Даже, по его мнению, их уже воспринимают враждебно. Готовых рецептов выхода из такой ситуации нет. Но при нынешнем положении дел, если оно сохранится, то у Кыргызстана все «шансы» получить "арабскую весну". «Я не согласен, когда говорят, что от нас пошла "арабская весна", мы ее еще не видели», - подчеркнул А.Султангазиев.

Реакция на националистические заявления

Доктор Женишбек Назаралиев высказал свое мнение относительно интервью Камчибека Ташиева в газете «Де-Факто», где он высказывает, по мнению доктора,  националистические идеи и призывает нарушить конституционные права не только премьер-министра Омурбека Бабанова, но и всех граждан нашей страны, являющихся представителями нетитульных наций. Женишбеку Назаралиеву часто приходилось выступать по вопросу национальной политики в Кыргызстане. «В конце 90-х годов по протекции первой леди Майрам-эже я встречался с президентом А. Акаевым. Тогда в один из подходящих моментов нашей беседы я сказал ему: «Во-первых, надо сохранить Интернационал, во-вторых, вместо Манаса надо культивировать Муххамада, так как кыргызы живут под исламским небом и считают себя мусульманами». Однако, как и все последующие президенты, он меня проигнорировал, говорит доктор в своем послании. «Из-за «глупой» политики Акаева, Бакиева и наших сегодняшних примитивных, узколобых политиков-националистов мы теряем «сливки» нашего общества», считает Ж.Назаралиев.

По данным спецслужб США, сегодняшняя проблема Кыргызстана не столько в экономическом кризисе, сколько в кризисе интеллектуальном, профессиональном. Президент Алмазбек Атамбаев на весь мир заявил: «Главный враг Кыргызстана это национализм». Доктор поддерживает главу государства и отмечает, что для любого государства нет ничего более разрушительного, чем профашистские идеи. Женишбек Назаралиев выступает за сохранение кыргызского языка, за сохранение кыргызской культуры и этноса, но не путем угнетения других народов, живущих на этой земле, а путем «новых» рациональных подходов, где всем будет место под солнцем. «Политикам-националистам надо понять одну простую вещь - что мы, кыргызы, в своем историческом развитии идем к вымиранию, что надо «выживать» не путем выдворения "некыргызов", а путем консолидации всех народов и народностей, проживающих в Кыргызстане», -  подчеркнул он. Однако не стоит сравнивать Кыргызстан с такими великими державами как Китай, Индия и Япония. У них, действительно, силами титульного народа держится государство, у них во все времена была и есть религиозная элита, мудрецы, которые "держат" свое государство в гармонии с внешним миром.

Нужна национальная идея

У Кыргызстана,  если представить целостный взгляд на страну, две пути развития - либо это национализм или религия  ислам. Это может кому-то не понравится, но сегодня реалии показывают, что  либеральные светские ценности, которые сейчас претерпевают трансформацию, не только у нас, но и во всем мире. Мир меняется, меняются отношения к власти, нации, стране. Всплывают уродливые примеры, которые, казалось бы, уже в прошлом: в Европе  - неофашисты, в России - различные жесткие организации, на ближнем и Среднем Востоке - сторонники радикального ислама. «В Кыргызстане после апреля 2010 года мы прогнозировали, что будет сильно развиваться национализм, в основном после ошской трагедии, естественно были и объективные, и субъективные причины для появления национализма», - говорит директор независимого аналитического исследовательского Центра «Религия, право и политика» Кадыр Маликов. Была одна крайность манкуртизм, так называемый, о котором модно было говорить,  от него пошел рост сильного национализм. Национализм в первую очередь в отношениях, внешней и внутренней политике, ведь он просто не будет развиваться, для него должен быть внешний враг, а когда его нет, а врага так такового нет, то тогда развивается внутренний национализм. А это разделение на регионы и племена, то есть тот национализм, приправленный псевдоучениями, например тенгрианство, призыв к возврату веры предков - «кыргызчылык» - ведет к идеологическому и религиозному расчленению кыргызского народа. Ведь тенгрианство подразумевает множество божеств, и если представить, то каждый род, племя будет иметь свое почитаемое божество, то в конечном итоге это может привести к расколу общества. «У нас очень тонкая взрывоопасная территория,   много этнических групп, национальностей», - продолжает эксперт. История показывает, что национальные и религиозные меньшинства являются прекрасным поводом и инструментом для внешнего вмешательства во внутренние дела Кыргызстана. Будь то страны НАТО, будь-то Россия или Узбекистан. Любые этнические конфликты, призывы, чистка, или религиозная нетерпимость, все это может послужить поводом где-то даже военной интервенции, не дай Бог, отмечает он. В первую очередь нужно понимать, что национализм не подкрепленной интеллектуальной мыслью, не подкрепленный высокой культурой, может привести к опасному «сползанию», а именно - к фашиствующему национализму. Необходимо  проводить разницу между национализмом, как негативное - проявление фашизма, и между патриотизмом, ориентированного на национальные ценности. И будущее все-таки не в национализме, а в национальной идее, считает Кадыр Маликов. Но при этом нельзя превращать Кыргызстан в слишком открытую площадку для всех стран. Нужно уметь вовремя ставить заслон и правильно ориентировать национальное возрождение. «Когда мы говорим ислам как альтернатива, имея в виду не арабский, пакистанский, турецкий, а ислам кыргызский: именно ориентированный на духовно-национальное  возрождение, одновременно интеллектуальный ислам, осовремененный, коранический ислам. Он может решить многие проблемы, стать фундаментом для выстраивания новой модели кыргызской государственности. В мусульманстве есть национальная политика. Народ, дающий название земли и государства, он является «старшим братом» страны, который обеспечивает безопасность на своей территории, сохранение этнической самобытности, языка и культуры, образование этнического меньшинства. В исламе ни на йоту не попираются гражданские права и ни в коем случае нет принуждения принятия мусульманства.   Кыргызы должны быть сами примером для духовного, этического подражания, ответственными перед другими. В республике должна произойти интеллектуальная, духовная революция внутри кыргызского народа, чтобы стать флагманом, заключил Кадыр Маликов.
 
Сыягуль Караман

Специально для сайта «Инфоцентр «Антитеррор»

Все новости

О нас

Создание интернет-сайта «ИнфоЦентр «Антитеррор»» (www.kgcentr.info) является одним из компонентов проекта «Освещение темы экстремизма и терроризма в СМИ Кыргызстана», осуществляемого при помощи датской организации «Международная поддержка СМИ» (IMS). Полный текст

Мнения и комментарии

Эксперты

Авторы

Партнеры